В белорусском небе едва не столкнулись Боинг и беспилотник

В небе становится тесно. И опасно

Три недели назад в воздушном пространстве Минска произошел опасный инцидент, о котором специалисты сообщили журналистам только сейчас. 14 августа экипаж лайнера Boeing 737–500 авиакомпании Belavia доложил о чрезвычайной ситуации: сближении с беспилотным летательным аппаратом. Выполняя рейс Львов — Минск, борт заходил на посадку на высоте 1200 метров и скорости около 400 км/ч. Вблизи акватории Заславского водохранилища он разошелся с дроном на расстоянии всего 15-20 метров. Как позже сообщил командир экипажа членам специальной комиссии по расследованию инцидента, длина фюзеляжа беспилотника составляла около метра, размах крыльев — до двух, ориентировочный вес — 3-5 кг.

фото: белта.

Даже птица при столкновении с авиалайнером пробивает в лобовом стекле или обшивке дыру. В лучшем случае происходит разгерметизация салона, в худшем — отказывают системы самолета. Если птица попадает в двигатель, то может вывести его из строя или воспламенить. Легко представить, что металлический и даже пластиковый дрон нанесет самолету более серьезный удар с непредсказуемыми последствиями. Ясно, что риск сближения авиалайнеров с беспилотниками должен быть абсолютно исключен. Пока это не так.

«Стой, кто летит?, «Свои дроны ближе к делу», «Так становятся на крыло» — это лишь некоторые из публикаций «СБ» про беспилотники за недавнее время. Мы радуемся техническому прогрессу. Горды, что белорусские производители беспилотников, БЛА, успешно конкурируют на мировых рынках. Привыкаем к новым возможностям, которые получили спасатели, пограничники, геодезисты, службы ГАИ... Оцениваем экономию. Пора осознать и риски.

Это счастье, что летательные аппараты разошлись в двух десятках метров один от другого. Прискорбно, что они вообще так сблизились. Разводить борты по эшелонам — дело авиадиспетчеров, профессионалов высочайшего уровня. Иногда и они ошибаются, это известно из истории авиакатастроф. А кто ведет дрон? Как он может знать о наличии в ближайшем пространстве пассажирского авиалайнера? Кто он вообще такой?

ФОТО: WWW.PARKFLYER.RU.

Представитель Белорусской федерации беспилотной авиации не исключил, что 14 августа дрон мог запускать «чайник». Иначе говоря и судя по всему, оператора установить пока не удалось. Это прискорбно вдвойне. Профессиональных операторов у нас уже обучают, в стране определены 80 зон, где дронам запрещено летать. Но ведь летают! Похоже, что их владельцы, даже создавая прямую угрозу здоровью и жизням многих людей, не боятся ответственности. Или она недостаточна?

Не пора ли создать службу, которая имела бы в воздухе такие же полномочия, как ГАИ на дорогах: отслеживать трафик, выявлять, задерживать и наказывать нарушителей? Ясно, что она должна иметь более сложные (и более дорогие!) технические средства, чем радар. Но ведь и риски в небе намного выше. Здесь мало обнаружить дрон–нарушитель. Надо точно и быстро вычислить место оператора. Пока тот не скрылся от ответственности. Нет сомнения, что наши профессионалы способны создать или уже создали такую технику. То же касается исчерпывающих правил поведения в воздухе и ответственности за их нарушение.

Не хотелось бы давать им, профессионалам, дилетантские советы. Хотелось бы попросить: сделайте все, что нужно, чтобы инциденты, подобные описанному, в белорусском небе были исключены. Мы хотим летать безопасно, да и по земле ходить — чтобы с неба не упало нечто, потерявшее управление. Эксперты, технари, законодатели, поспешите, пожалуйста!

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter