Авиакомпания "Аист". Куда и зачем белорусы летают на аэротакси

минск, аист, Jet, беларусь, авиация

Авиакомпания "Аист", которая владеет легкими самолетами и базируется в аэропорту Минск-1, запустила проект – аэротакси. На их сайте есть даже специальная форма заказа самолета онлайн. TUT.BY удивился и отправился разузнать: кто на аэротакси летает и как пришла в голову его организаторам такая идея.

О новой авиакомпании рассказывает портал TUT.BY.
 

"Стюардессу взять на борт можно, но это не вип-класс"

Две аккуратные большие "Цессны" ждут чистого неба в самом дальнем углу стоянки аэропорта Минск-1. Погода вот уже больше недели держится отвратная, а значит, о полетах легкой авиации можно на время забыть. 

Денис Евдасев, командир воздушного судна и руководитель проекта аэротакси, показывает нам самолет, на котором в этом году налетал 200 часов. Это Cessna-402, двухмоторный самолет. Купили "американца" в Европе, и здесь он уже приноровился к доле рабочей лошадки. Выполняет грузовые работы, трудится для аэрофотосъемки и возит первых клиентов аэротакси. Рядом стоит Cessna-421, прилетевшая своим ходом из Америки только месяц назад. На нее команда маленькой, но гордой авиакомпании возлагает большие надежды. 

- На этом самолете мы пока еще никого не возили – только сейчас на него получили все необходимые документы, и скоро начнем на нем работать. Cessna-421 - герметичный самолет. На нем можно летать на высоте до шести тысяч метров, его скорость – выше, топливная эффективность – выше, пассажирам гораздо комфортнее. Этот самолет был в частном владении, и на нем почти не летали, - рассказывает Денис.


 

Кто заказывал такси?

Рядом с самолетами авиакомпании "паркуется" еще один, поменьше. Это Cessna-172, ее авиакомпания порой арендует у частника, белорусского программиста. 

- Обходитесь без стюардесс? – смеемся, осваиваясь в 402-й "Цессне" для интервью. 

- Стюардессу взять на борт можно, но она не предусмотрена в таком самолете. Мы себя не позиционируем как вип-класс, это все-таки бизнес-класс, - отвечает командир судна. 

Идея аэротакси у Дениса Евдасева появилась несколько лет назад, но браться за такое одному – напрасная трата времени. 

- Много бюрократии, денег нужна куча… Есть ряд требований, которые ты должен соблюсти - один бы я все потянуть не смог. И совсем другое дело, когда объединяются люди, связанные с авиацией. Каждый привносит свой опыт – тогда уже создается компания, которая может заниматься настоящими перевозками, не на коленках сделанными, - объясняет он. 

У "Цессны", в которой мы сидим, запускают двигатели – в холодную погоду это стоит делать хотя бы раз в две недели. Такой своеобразный "прогрев" помогает лучше их сохранить. Под звук работающего двигателя (взлететь погода не позволяет, да и заявки специальной не подавали) разговариваем о том, чем живет авиакомпания. 

Прямо при нас звонят и спрашивают, сколько будет стоить полет до Москвы и обратно. Ответ – 5,5 тысячи евро. Представители компании опасаются, что рядовых граждан такие цены могут даже шокировать. Мы в свою очередь добавляем: аэротакси само по себе ведь и есть услуга для состоятельных пассажиров. 

Авиаторы объясняют: бронируют аэротакси сразу целиком, самолетом. Цена не зависит от того, полетит только один человек или сразу шесть.

-  Если заполнить все шесть мест, то дорога для такой компании туда-обратно будет вполне сопоставима по цене полету в шести креслах в бизнес-классе самолета регулярного рейса, тоже в обе стороны, - утверждают авиаторы. - Но тут, в отличие от полета на регулярных линиях, человек может чувствовать себя свободным. Он может прийти на рейс буквально за 10 минут до вылета, время которого определяет сам, выбрать для посадки удобный для него аэродром. 

Денис Евдасев говорит, что ежедневно рассчитывает цену по двум-четырем маршрутам - люди интересуются. Но услуга абсолютно не массовая. Пока что аэротакси работает в тестовом режиме: нужно понять, что на самом деле нужно клиенту, за что он готов платить. 

- Сейчас удобное время для анализа, потому что пока не сезон, заказы единичны, и мы можем их обеспечить. Думаю, к сезону мы соберем статистику. Возможно, понадобятся самолеты побольше. У меня было обращение: 16 человек хотели лететь в Ниццу. Но 16 человек в Ниццу я не могу увезти. Во-первых, у нас нет самолета с таким количеством кресел. Во-вторых, рейс в Ниццу возможен только с определенными оговорками. Например, если он будет выполняться с промежуточной посадкой для дозаправки. Или - если пассажиров будет не больше двух, а прогноз погоды не будет вызывать сомнений, что из-за встречного ветра может не хватить топлива.

Пока что о существовании аэротакси знают в основном люди, близкие к авиации. Первые пассажиры вообще были из своих.

- Это были знакомые люди, которым просто нужно было лететь, которые способны были за это заплатить. Авиационное сообщество достаточно узкое, все друг друга знают, хотя оно расширяется – знаю, что за этот год зарегистрировали около 50 легких самолетов. Соответственно, люди самолеты покупают и летают на них. А есть и те, кто готов заказывать аэротакси. 

Аэротакси уже возило белорусов в Германию, Карловы Вары, Псков.  

Интересуют авиаторов и клиенты, которые прилетают поиграть в казино. Рассказывают о ситуациях, когда богатый игрок может заказать из Минска в Москву самолет, чтобы просто слетать за дополнительными деньгами и снова вернуться играть. 

"Богатые люди в Беларуси не любят себя афишировать"

- Богатые люди в Беларуси есть, их на самом деле уже достаточное количество. В стране есть автомобили, которые стоят дороже, чем наш самолет. Просто если в России и в Украине эти люди выставляют себя напоказ, то в Беларуси они не афишируются. Опять-таки европейский рынок перевозок аэротакси больше рассчитан на корпорации, на фирмы. Там их часто заказывают юрлица – возят своих менеджеров, директоров, - говорят авиаторы

В плане развитости легкой коммерческой авиации нам далеко и до России, и до Украины. Собеседники приводят яркий пример: 

- У нас в сравнении с ними никакого уровня нет. Во время событий прошлого года в Украине из аэропорта "Жуляны" за сутки вылетело больше тысячи частных рейсов, когда высокопоставленные лица, бизнесмены пытались покинуть страну, хотя обычно этот аэропорт не загружен. Вот насколько там развита частная авиация. 

Разрешительный принцип полетов, считают собеседники, для их аэротакси не помеха. 

- У нас богатый опыт, мы оперативно можем решать какие-то возникшие проблемы с Министерством обороны, ПВО,  управляющими и контролирующими органами, но для пилотов-любителей, конечно, это проблема. Потому что не каждый пилот владеет схемой, как быстро все сделать - заявки подаются за сутки и проходят массу согласований.  Но у нас нет с этим большой проблемы, обычно мы уже через три часа можем лететь, - объясняют авиаторы. 

Самолет на все руки: санитар, фотограф, гид, таксист и спасатель

У "Аиста" кроме аэротакси есть и другая работа. Авиакомпания уже несколько раз выигрывала тендер на выполнение вакцинации диких животных. Специалисты с самолетов разбрасывают над белорусскими лесами приманки с вакциной. Такая работа выполняется дважды в год, по две-три недели. 

- Раньше это делало "Беллесавиа", у них "АН-2" – самолет медленный, съедающий много топлива. Экономически более выгодно использовать маленькие "Цессны", - рассказывает  Денис. 

То же самое – с аэрофотосъемкой, которую заказывает государственное учреждение (БелПСХАГИ). Картографы ставят свое оборудование, а летчики "Аиста" выполняют авиационную часть. 

Пока что самая популярная услуга авиакомпании - не аэротакси, а туристические прогулки. Экскурсия на маленькой "Цессне" над Минском будет стоить около трех миллионов рублей за час. За сезон пришли за такой услугой больше тысячи человек. Возят туристов, в том числе иностранцев, смотреть сверху на Дудутки, Сулу. 

В этом году авиакомпания осуществила свою задумку - организовала несколько аэродромов в радиусе 50-80 километров для самолетов малой авиации. Есть теперь такие аэродромы в Дудутках, Суле, музее в Строчицах.

- Туда прилетаем на праздники, на выходные – желающих покататься много. Есть задумка сделать аэродром на линии Сталина. Но там полоса немного коротковата – для сверхлегкой авиации она подходит, для таких самолетов все же коротковата. Потом есть еще задумка на Вилейском водохранилище. Нам пошел навстречу, даже заинтересовался, председатель райисполкома. Думаем, будущим летом начнем туда летать, - объясняет Сергей Исаченко. 

- Люди хотят летать всю жизнь. Есть еще экстремальные полеты уже на пилотажных самолетах, на "ЯК-52", когда кому-то хочется адреналина, -рассказывает авиатор. - Показываем красивые места, рассказываем о них. Есть пилоты у нас, которые разговаривают на английском языке. 
 

"Даже рыбок возили!"

Самым интересным своим заказом компания, которая развивает аэротакси, считает случай, когда надо было срочно перевезти мальков редких рыб. 

"Это был заказ на уровне Минсельхозпрода. У нас на Браславских озерах и на Нарочи водится очень редкая рыба, которая нерестится в Саргассовом море, за 12 тысяч километров. Малек должен своим ходом добраться в Беларусь, но поскольку построили плотину, он добраться сам к нам не может. Поэтому самолетом малька доставляют в Европу, а потом мы в течение двух часов должны были доставить его в Беларусь. Пробовали такое делать на автомобилях - не успевают, долгая дорога. Поэтому заранее был спланирован рейс, выбрали посадочную площадку недалеко от Браслава – подготовили и расчистили, это было согласовано с таможенным комитетом и погранкомитетом. В Беларуси нас встречали у самолета", - вспоминает Денис Евдасев необычный рейс. 

Перевозили рыбок на самолете Cessna-182. Миллионы мальков находились в контейнере из пенопласта, со льдом. Нужно было поддерживать температуру в -2 градуса. Операция по перевозке рыбок прошла успешно. 




Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира авиации.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

© 2017 MSQ.BY | Про нас | Контактная информация | Правовая информация
Материалы, опубликованные на ресурсе могут иметь ограничения по возрасту 16+
Перепечатка материалов с ресурса возможна только с активной ссылкой на ресурс MSQ.BY
Используются технологии uCoz


Информация носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.