История авиабилета: не занимайте очередь, касса закрывается

история, Авиабилет

В этом году исполняется 100 лет со дня совершения первого пассажирского авиаперелета в России. Милена Бахвалова рассказывает об истории авиабилета, на покупку которого еще недавно уходили целые часы и даже дни.

Двойной юбилей

Первая группа пассажиров поднялась в воздух в 1911 году – 10 человек плюс пилот Луи Бреге пролетели над Парижем целых 5 км. В этом же году состоялся первый международный пассажирский перелет Лондон-Париж, занявший 3 часа 45 минут – и тоже за штурвалом сидел француз.

В Северной Америке первым воздушным пассажиром стал мэр города Санкт-Петербург (Флорида, США) Абрам Фейл.  Свой авиабилет он приобрел на аукционе за внушительную по тем временам сумму – 400 долларов. Доплатив совсем немного, на эти деньги можно было купить новый автомобиль. 1 января 1914 года мистер Фейл, сидя за спиной пилота, совершил 18–мильный (около 29 километров) перелет на гидроплане из родного города в соседнюю Тампу.

Однако самый первый настоящий пассажирский самолет был построен в России. Корпус четырехмоторного «Ильи Муромца» конструкции Игоря Сикорского был полностью собран из деревянных деталей. Салон поражал современников комфортом: он был снабжен спальными местами, туалетом и даже ванной комнатой. 12 февраля 1914 года на борт «Ильи Муромца» поднялись 16 человек и собака, чтобы совершить несколько кругов над Санкт-Петербургом и пригородами. А 16 июня того же года детище Сикорского отправилось в свой первый дальний рейс по маршруту Петербург – Киев. Полет с вынужденной аварийной посадкой, ремонтом и ночевкой занял два дня. Зато обратный перелет обошелся без крупных поломок, и расстояние в 1200 с лишним километров удалось преодолеть всего за 14 часов 38 минут. 

Так что именно 1914 год принято считать датой рождения российской коммерческой гражданской авиации и одновременно отправной точкой в истории такой прозаической, но абсолютно обязательной вещи, как авиабилет. Оба они отмечают в этом году свой вековой юбилей.

С книжкой в дорогу

На заре пассажирских авиаперевозок билеты представляли собой обыкновенные листки писчей бумаги с текстом, написанным сначала от руки, а потом напечатанным на машинке. Унифицированные бланки появились позже, в 1920-е годы, с возникновением авиакомпаний и регулярных авиалиний.

Интересно, что заблаговременное бронирование мест в полете получило распространение едва ли не с первых детских шагов гражданской авиации (по крайней мере, в США). Билеты заказывались по телефону, а доставлялись пассажиру по почте. 

Поскольку дальность полетов того времени была весьма ограниченной, то перемещения по воздуху из точки А в точку Б как в Америке, так и в Европе происходили со множеством пересадок. Именно по этой причине в оборот вошли билеты-книжки, состоявшие из пачки купонов – по одному на каждый отрезок воздушного путешествия. По мере продвижения к конечной точке маршрута «книжка» худела, теряя странички, пока от нее не оставалась одна обложка. Собственно говоря, в большинстве зарубежных авиакомпаний по этой схеме билеты выпускались вплоть до 90-х годов прошлого столетия.

В сороковые годы за океаном вошли в моду так называемые предоплаченные билеты для регулярных пассажиров. Это были своего рода чековые книжки, каждая страничка в которых соответствовала уже не отрезку маршрута, а определенной сумме денег. Служащий авиакомпании перед началом очередного полета просто отрывал необходимое количество страничек. Тогда же компания American Airlines, а за ней и другие крупные перевозчики, в целях ускорения оформления билетов стали использовать копирку.

Десятилетием позже возникли первые централизованные системы бронирования авиабилетов. Пионером в этой области также была American Airlines, все офисы которой стали получать информацию о ситуации с посадочными местами на рейсах в режиме реального времени. Произошло это еще до появления и массового внедрения компьютерной техники, которая впоследствии ускорила и довела до полной автоматизации процесс резервирования и продажи авиабилетов.

 

А в это время в СССР

Билет компании «Аэрофлот», учрежденной в 1932 году на базе Российского общества добровольного воздушного флота «Добролет» и акционерного общества «Укрвоздухпуть», поначалу был отпечатан на миниатюрном квадратике бумаги. В соответствующие графы вносился минимальный набор сведений – фамилия пассажира, дата и время отправления, номер рейса и цена билета. Внизу расписывался кассир. Пункты отправления, назначения, а также пересадки проставлялись с помощью штемпелей. Благодаря им билет не только выглядел более солидно, но и получал дополнительную степень защиты.

В подобном виде, обрастая новыми графами, меняя размер и расцветку, авиабилеты продержались несколько десятилетий. Тот, кто застал советское время, наверняка помнит, сколь мучительным и долгим был процесс покупки билетов на самолет. Даже если в очереди было всего несколько человек, ожидание могло длиться часами. Выслушав очередного пассажира, кассир по телефону выяснял наличие свободных мест. Если на нужное время их не оказывалось, подбиралась другая дата и процедура повторялась сначала. Когда место в итоге находилось, кассир бронировал его и принимался заполнять билет от руки, затем, вооружившись ножницами, аккуратно вырезал на столбцах числа, обозначавших рубли и копейки, цену билета. И только после этого принимал от клиента деньги.

Так происходило в Москве, а в других городах СССР процесс занимал еще больше времени. Из-за тотального дефицита мест, особенно в курортный сезон, людям нередко приходилось занимать очередь за несколько дней или даже недель, а ночь перед началом продажи билетов вообще проводить у закрытых дверей авиакасс.

Со временем и у нас в стране - сначала на международных линиях, а потом и на внутренних - появились билеты-книжечки. Бронирование по телефону было вытеснено компьютерами. Шариковые авторучки уступили дорогу принтерам. Но сути дела это не меняло. Продажа авиабилетов оставалась делом трудоемким и достаточно дорогим для авиакомпаний, а значит и для пассажира. Ведь печать бланков, обеспеченных достаточной степенью защиты и обладавших каждый своим уникальным номером, требовала существенных затрат.

Электронная революция

Американская компания United Airlines впервые выписала электронный билет в 1990 году. Постепенно их стали использовать по всему миру. В 2004 году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) запустила программу Simplifying the Business. В рамках этой программы к 1 июня 2008 года был успешно завершен проект E-ticketing, убиравший последние препятствия для полного и окончательного перехода на электронные билеты.

Все технические возможности для перехода на электронные билеты существовали и у нас в стране. Отсутствовала лишь нормативная база. Со времен СССР авиационный билет оставался бланком строгой отчетности, форма и содержание которого была регламентирована сразу двумя министерствами – транспорта и финансов. Поэтому, когда 5 мая 2006 года компания «Владивосток Авиа» отправила первого пассажира по электронному билету из Владивостока в Сеул, она действовала на свой страх и риск. На первых порах ради соблюдения юридических формальностей номер электронного билета вносили в бланк билета обычного и вручали последний пассажиру для отчетности.

Сегодня реализация электронных билетов стала обыденной практикой в крупных российских авиакомпаниях. Так что если у кого-то завалялись бумажные авиабилеты, наверное, стоит их сохранить. Места они много не займут, но того и гляди, станут раритетом.




Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира авиации.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

© 2017 MSQ.BY | Про нас | Контактная информация | Правовая информация
Материалы, опубликованные на ресурсе могут иметь ограничения по возрасту 16+
Перепечатка материалов с ресурса возможна только с активной ссылкой на ресурс MSQ.BY
Используются технологии uCoz


Информация носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.