msq.by
   
Главная » Персонал   

На работу за облака. Как живется белорусским бортпроводникам

В службе бортпроводников авиакомпании "Белавиа" насчитывается 220 человек, из них 40 мужчин. Сейчас идет новый набор. То есть, спустя несколько месяцев вы тоже можете оказаться в небе по работе. Чтобы обеспечить увеличивающееся число рейсов, "Белавиа" к весне планирует набрать еще 50-70 бортпроводников. Как живется нынешним стюардам и стюардессам? Умеют ли они принять роды на борту и не боятся ли летать? О тонкостях работы в авиации читайте в нашем материале.

Кто откуда

Наталья Кудряшова работать в авиакомпанию пришла в 2008 году, Тимур Рубан – в 2009-м. И если у Тимура почти все семейство работает в авиации, то Наталья для своей семьи – первопроходец.

- По образованию я социальный педагог, - рассказывает девушка. – Правда, до авиации работала администратором в спортивном клубе. Нашла информацию в интернете о наборе бортпроводников и так она меня заинтересовала, что я решила сделать все возможное, чтобы хотя бы попасть на кастинг.

Когда в кастинге участвовала Наталья, парней в бортпроводники еще не набирали. Это уже спустя год Тимур дождался момента, когда и белорусским мужчинам туда не стал заказан путь.

- Я ждал только того момента, чтобы начали брать парней. И как только дождался, сразу прошел проверку зрения. Вы ж видите, я очки ношу. Но оказалось, что бортпроводники и не должны иметь "единицу", достаточно иметь медицинский допуск… На том кастинге было человек 120, из них около 15 - мужчины.

- Кастинг проходит как экзамен. Сидит комиссия из первых лиц авиакомпании за закрытыми дверями, а ты стоишь, нервничаешь, пытаешься узнать хоть какую-то информацию от тех, кто уже вышел из-за тех дверей. Я была где-то в конце очереди, примерно семьдесят восьмая… Всего было около 100 человек, из них выбрали только 15, среди которых была и я. И мы уже пошли на медкомиссию. Те, кто прошел докторов – смог попасть на стажировку. Те, кто не смог, – плакали, - вспоминает о начале летной карьеры Наталья.

Сейчас слез меньше: кастинг проходит уже среди тех, кто прошел ВЛЭК.

После серьезного обучения, о котором мы расскажем чуть ниже, начались стажерские полеты. С момента принятия в бортпроводники до первого самостоятельного рейса обычно проходит около трех месяцев.


Бортпроводники "Белавиа" рассказывают корреспонденту TUT.BY о нюансах работы.
Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY



В бортпроводники – всегда высокий конкурс. Все потому что требования – не только хорошая внешность.

- У нас не набирают моделей, нужно понимать, - объясняет Наталья. – Точнее, модельная внешность не основной критерий. Важно, чтобы у людей было хорошее здоровье, знание английского и других иностранных языков, коммуникабельность, выносливость.

- В то же время мужчина, который хочет быть бортпроводником, должен следить за собой, делать маникюр, иметь красивые руки. То есть, ни в коем случае не ремонтировать машину перед полетом! – улыбается Тимур.

Спасатели на каблуках

Возможные мечты девушек о дефиле на высоченных каблуках по салону самолета потерпят фиаско. Гордо держаться нужно, но, например, по высоте каблука у стюардесс есть ограничения – обувь у спасателей должна быть максимально удобной.

Почему речь вдруг зашла о спасателях, вполне объясняют слова Натальи:

- Бортпроводник это только в последнюю очередь официант. Это психолог и спасатель. Мы постоянно стараемся быть в контакте с пассажирами. Когда проходишь по салону, стараешься заметить, кто как себя ведет, кто как себя чувствует. Ведь есть пассажиры, которые очень скромно себя ведут и стараются не беспокоить, даже когда чувствуют себя не очень хорошо.

Заболевшие пассажиры – частое явление на борту.

- У нас всегда есть аптечка. Мы можем предложить медикаменты, кислород, - рассказывает Тимур.

А Наталья вспоминает серьезную ситуацию, в которой довелось выступать спасателем.

- У меня был не так давно случай с несопровождаемым ребенком. Это когда родители оформляют специальное заявление о том, что их дети путешествуют без сопровождения. И на время полета их мамой становится стюардесса. Малыши – брат и сестра - летели в Амстердам из Минска. Я, как ответственная за детей, постоянно с ними общалась. Они покушали и спокойно играли. Ушла работать. Вдруг слышу многократный вызов, а ведь пару минут назад все было хорошо. Прибегаю на место. Рядом с ними сидел иностранный пассажир из Голландии, говорит: "посмотрите, что с мальчиком происходит!". Мальчик находился в непонятных конвульсиях: у него закатывались глаза, он хватал воздух. Отсадили от ребенка мужчину и девочку и стали контролировать его состояние. Предложили кислород, стали спасать. Доктора среди пассажиров не оказалось. К счастью, до посадки по расписанию в Амстердаме оставалось полчаса. Я сообщила командиру о произошедшем, и мы запросили вынужденную посадку. Дело в том, что амстердамский аэропорт "Схипхол" очень загруженный, над ним можно долго кружить в зоне ожидания. Наземные службы все остальные самолеты поставили в очередь, так что мы даже на 20 минут раньше запланированного прибыли.

Наталья вспоминает, что такого числа медиков у трапа самолета не видела никогда. Ребенка передали местным врачам. Все обошлось.


Отработка помощи пострадавшим. Фото из архива Натальи Кудряшовой.


На рейсе Тимура примерно неделю назад случился прерванный взлет. Прерванный взлет – довольно неприятное событие, резкая остановка на полосе по одной из трех причин: получение команды от управления воздушным движением, помехи на взлетно-посадочной полосе и техническая неисправность.

- Тот прерванный взлет произошел, потому что в двигателе забился топливный фильтр. Хорошо, что у нас была небольшая скорость, потому что когда приходится при 160 километрах в час сбрасывать скорость до нуля, это очень неприятно для тех, кто находится в самолете. Затормозили. Мы сделали все, что нужно было – быстро и правильно. Кстати, кресла бортпроводников расположены против движения, чтобы при торможении мы всегда оставались в кресле.

- Все нештатные ситуации проработаны и прописаны в специальных мануалах. У нас подробные инструкции по тому, как и когда себя вести. Поэтому, что бы ни случилось, паника исключается. Мы должны сделать все, чтобы и у пассажиров паники не было, потому что это самое страшное явление на борту, - говорит Наталья.

Все это нарабатывается во время многочисленных тренировок.

- Недалеко от Борисова есть специальная тренировочная база (Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС Беларуси в поселке Светлая Роща. - TUT.BY), - рассказывает Тимур. – Там можно отработать любую экстренную ситуацию, которая может возникнуть. Например, там стоит распиленный фюзеляж самолета, поставленный на специальные домкраты. Есть там ремни, которые позволяют наклонять на 45 градусов, имитируя облом стойки. Есть выход на крыло, а потом с крыла – в бассейн. Имитация посадки на воду. Пожар на борту. Все, что угодно.


Тренажер по отработке приемов эвакуации из воздушного судна при приводнению. Фото: Александр Лычавко, TUT.BY.


Там же, в Светлой Роще. Фото: Александр Лычавко, TUT.BY.


Фото: Александр Лычавко, TUT.BY.


На базе МЧС. Фото из архива Натальи Кудряшовой.


Бортпроводники "Белавиа" во время учебы в Киеве. Фото из архива Натальи Кудряшовой.


Бортпроводники знают, как действовать даже в такой критической ситуации как потеря трудоспособности пилота. Однако, бог миловал.

Сегодня многие аварии в авиации не происходят в том числе потому, что накоплен гигантский горький опыт после самых разных чрезвычайных ситуаций...

Наталья рассказывает, что считает полезным смотреть передачи-расследования авиакатастроф.

- Например, я смотрю передачу и узнаю, что двадцать лет назад во время резкого торможения все сиденья вырвались из своих пазов… И компания "Боинг" тогда провела расследование, а потом пришла к выводу, что конструкцию кресел нужно доработать – с тех пор между ножками кресел есть специальная диагональная перегородка. Я пришла на работу и увидела, что это действительно так. Было очень приятно понимать, что все уже настолько предусмотрено.

В начале октября пассажирка "Аэрофлота" родила дочку прямо в небе - помогла пассажир-медик, профессионально сработал экипаж. В "Белавиа" родов на борту не припомнят, но в принципе, необходимые для принятия родов лекарства и инструменты в аптечке есть. Другое дело, что женщинам в последние четыре недели беременности до того, как попасть на борт, нужно получить специальное разрешение врача и принести справку о том, что никаких противопоказаний к полету нет.


На работе. Из личного архива Натальи Кудряшовой.

В приметы наши собеседники не верят. Хотя, как нам рассказывали раньше, некоторые стюардессы не зашивают ничего перед полетом. Мол, если зашьешь - рейс задержится. По словам Натальи и Тимура, некоторые верующие люди в авиации крестятся перед полетом. Но летать бояться - не работать в небе.

- Когда мне задают вопросы, как это я не боюсь летать, я всегда отвечаю, что гораздо больше я боюсь ездить на своей машине, это опаснее. - утверждает Тимур.

Не только в небе, но и за рулем

Без личных авто, кстати, быть бортпроводником "Белавиа" не так уж комфортно. Несмотря на то, что руководство компании обещает уладить этот вопрос, пока сотрудникам приходится думать о том, как добраться до удаленной от Минска работы, самостоятельно.

У Натальи и Тимура - личные автомобили, некоторые бортпроводники ездят "за компанию" с коллегами, скидываясь на бензин. Больше всех везет тем, кто живет в поселке Сокол - им до работы совсем недалеко, не то что минчанам.

Конечно, доезжать на автомобиле на работу - удобно, однако обратный путь порой доставляет неудобства. Дело в том, что после какой-нибудь задержки и длительного перелета туда-обратно, садиться за руль порой не то что не охота, но и опасно. Говорят, не так давно бортпроводник авиакомпании попал в аварию во время такого вот возвращения домой.

Так что особенно на то, что нет корпоративного автобуса бортпроводники не ропщут, но если бы такой появился - восприняли бы это с радостью.

Новый "Эмбраер" как новое платье

Когда Наталью приняли на работу, обучали только работе на на Ту-134 и Ту-154. Набор Тимура уже обучали сразу для работы на заморских самолетах.

- А в чем же разница для бортпроводников? - спрашиваем.

 - На Ту-154 есть огромная кухня, замечательный гардероб, там есть дополнительный холодильник. В "Боинге" все максимально компактно, рассчитано ровно на необходимые движения. Видно, что зарубежные компании умеют считать деньги, - рассуждает Наталья. - Но мне работать нравится и в "Боинге", и в Ту-154, и в новом "Эмбраере", потому что мне в целом нравится моя работа. То же самое и о пассажирах можно сказать. Человек может лететь и на "Туполеве" на кресле, которое не откидывается и быть счастливым, потому что он счастлив внутри. 

- На новом "Эмбраере", говорите, уже летали. Как ощущения?

- О, "Эмбраер" как новое платье, как новая машина. Пахнет приятно, новизной, и все продумано до мелочей. То есть то, что самолет специально был куплен для нашей авиакомпании и заточен под ее потребности, чувствуется. За несколько рейсов ни одной жалобы от пассажиров я не получила. Очень плавно взлетает, красиво садится.

Часы с секундной стрелкой

Обязательный аксессуар для бортпроводников – часы с секундной стрелкой. Они нужны, чтобы уметь следить за временем. Других аксессуаров к полету допускается минимум. В то же время, нужно все необходимое брать с собой. В итоге стюардесс можно видеть в аэропорту с большими сумками, в которую помещаются и фен, и косметика, и расческа. Все то, что берут на случай задержки в чужом аэропорту и на ночные перелеты.

Как утверждают бортпроводники, задержки могут быть продолжительностью от часа до суток.

- Случается, что из Минска можно вылететь, но в аэропорту назначения сесть нельзя. Вот и приходится ждать. Либо в комнате отдыха в аэропорту, либо уже внутри самолета. Несколько дней назад мы два часа просидели в новом "Эмбраере", - говорит Наташа.

- А у меня задержка была в Лондоне, часа на три-четыре, из-за дождя. Пассажиры были на борту, так что пришлось думать, чем занять их время. Кого-то напитками угощали (тележки для еды и напитков используются только когда самолет в воздухе, - TUT.BY) , кому-то - истории рассказывали, отвечали на вопросы, - вспоминает Тимур.

Кстати, с пассажирами бортпроводники нет-нет, да и поделятся экипажным яблоком – в смысле, своим обедом. По крайней мере с Тимуром такое случалось:

- Сидит красивая девушка, смотрит на тебя честными глазами и спрашивает, нет ли чего пообедать. Рейс до Москвы короткий, но ей потом сразу на другой рейс. Конечно, я отдам ей свой обед.

Возможно, потому бортпроводники люди отзывчивые и готовые понять чей-то жесткий график, что и сами к такому привыкли. Порой из-за того, что они летят в рейс, могут "полететь" их личные планы.

- График работы составлен на месяц, но все равно нужно постоянно звонить и уточнять, не изменилось ли что. Записываться в салон красоты или куда-то еще нужно с большим запасом. Много раз уже приходилось перезванивать, отменять сеанс и говорить: извините, не могу, у меня рейс, - делится Наталья.

- Я очень люблю театр, оперу… Но в Минске туда надо брать билеты за месяц или хотя бы за две недели. У нас же в графике постоянно возможны изменения. К тому же в то время как у других выходные, у нас самый большой наряд.

Пожалуй, компенсирует неудобства неплохая по-белорусским меркам зарплата (плюс официальные валютные надбавки, поскольку командировки - международные) и щедрый отпуск. Он у бортпроводников длится аж 57 дней.

Что касается налета. По санитарным нормам бортпроводник может налетать в месяц не более 90 часов, в год - не более 900. Однако три месяца в году бортпроводник по своему желанию может летать по "продленным санитарным нормам" - 108 часов. Но в итоге общий налет все равно не может превысить те самые 900 часов в небе.

Про работу и любовь



Некоторые в воздухе находят свою любовь. Ребята рассказывают, что за последние пару лет две свадьбы между пилотом и стюардессой точно сыграли.

Однако тут мнения у наших собеседников разделяются. Наталья не против "воздушных" браков, а вот Тимур уверен, что брак со стюардессой недолог.

- Я никогда не женюсь на бортпроводнице. Либо она не станет бортпроводницей.

- А если у вашей девушки будет работа с 9 до 5 и на земле и она скажет в ответ на ваше предложение: "я никогда не женюсь на бортпроводнике… ". Что вы будете делать? - удивляемся.

- Мы сменим девушку, - лихо заявляет Тимур.

Наталья же говорит, что и с их графиком работы строятся хорошие семьи.

- Есть много стюардесс, мужья которых очень поддерживают жен и гордятся ими.

Но в одном собеседники сходятся - в любви к небу. Тут уж не поспоришь. Наталья рассказывает о ярком воспоминании, которое может стать воспоминанием и для новых бортпроводников:

- Когда будет ваш первый рейс, то на вас не будет лежать никакой особой ответственности, несмотря даже на то, что вы уже будете полностью к ней готовы. И для новичков бонус: взлет или посадку вам разрешат совершить в кабине пилотов. Это ощущение, особенно для людей, которые не принадлежали раньше к авиации, незабываемое. Думаю, что ради одного только этого момента стоило стать бортпроводницей.

А Тимур с улыбкой заключает:

- Авиация она такая: либо влюбляешься и остаешься с ней, как с женой. Либо уходишь от нее, как от любовницы.

Темы: персонал, Белавиа

Поделиться:

Материалы по теме:

comments powered by Disqus

© 2011-2014 MSQ.BY Новостной авиапортал Беларуси | Авиация, транспорт, общество в Беларуси
Используются технологии uCoz

Почти все права защищены.
Ресурс не является сайтом Национального аэропорта Минск.
Материалы, опубликованные на ресурсе могут иметь ограничения по возрасту 18+