Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак о белорусской авиации
Анатолий Сивак, Министр транспорта и коммуникаций Беларуси, ответил на вопросы, в рамках он-лайн конференции у БелТА.
Вопрос:
Всем известно, что Национальный аэропорт Минск морально и физически устарел. На какой стадии находится проект его реконструкции?
Ответ: Реконструкцию Национального аэропорта Минск планируется реализовать в три этапа. Первый этап - реконструкция существующих аэродромных покрытий и аэровокзального комплекса. Он будет реализован за счет собственных средств белорусских организаций. Завершить его планируется к открытию в Минске чемпионата мира по хоккею в 2014 году.
На втором и третьем этапах будет построена вторая искусственная взлетно-посадочная полоса и новый современный международный терминал. Второй и третий этапы реконструкции Национального аэропорта Минск планируется реализовывать в рамках договора генподряда, подписанного Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси и китайской компанией ТОЧМАШ, с привлечением кредита Эксимбанка Китая. Вопрос: Во всех развитых странах на рынке авиаперевозок работает несколько авиакомпаний, в том числе бюджетных. В Беларуси - только «Белавиа». Можно ли ожидать прихода в Беларусь других авиакомпаний, которые смогли бы составить конкуренцию единственному авиаперевозчику? Тогда и цены на билеты станут более доступными. В каком направлении будет развиваться наш авиарынок?
Ответ: Low-cost перевозчик (бюджетная авиакомпания) – это авиакомпания, предлагающая крайне низкие тарифы за авиаперевозку в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.
Относительно возможностей выхода одной из существующих бюджетных авиакомпаний на белорусский рынок авиаперевозок необходимо отметить, что на данный момент отсутствуют запросы от иностранных Low-cost авиакомпаний на выполнение рейсов в пункты Беларуси.
Национальной авиакомпанией «Белавиа» принято решение о создании на своей базе гибридной авиакомпании, которая будет сочетать в себе как элементы классической авиакомпании, так и элементы Low-cost авиакомпании. Определенное количество билетов уже продается по весьма низким ценам, но правила использования таких билетов весьма жесткие (запрет возврата, обмена и т.д.). Авиакомпания постепенно внедряет данные элементы в свою работу.
Также необходимо отметить, что «Белавиа» не является единственным перевозчиком на белорусском рынке авиаперевозок, а, следовательно, и монополистом. Помимо национальной авиакомпании, полеты в/из Минска выполняют Аэрофлот, Аэросвит, Czech Airlines, LOT Polish Airlines, Austrian, AirBaltic, Turkish Airlines, Lufthansa и др. Таким образом, белорусский рынок авиаперевозок соответствует всем условиям конкурентной среды и находится в состоянии постоянного развития.
Вопрос: Меня, как человека, имеющего бизнес в нескольких российских мегаполисах, интересует, когда появится прямое авиасообщение между Минском и Самарой. В какие еще российские города начнет летать «Белавиа»?
Ответ: При открытии новых направлений Национальная авиакомпания «Белавиа» проводит маркетинговые исследования рынка, изучает пассажирский спрос на маршруте, рассчитывает финансовые затраты, анализирует прогнозируемые экономические показатели эксплуатации авиалинии, на основании чего принимает решение о целесообразности выполнения полетов по определенным маршрутам. Специалисты авиакомпании постоянно проводят мониторинг рынка авиаперевозок между Беларусью и Россией. Так, в июне текущего года «Белавиа» открыла регулярный рейс по маршруту Минск – Новосибирск – Минск. Рассматривается возможность выполнения полетов в Самару и иные российские города. В зависимости от показателей реального и прогнозируемого спроса на указанном направлении будет принято окончательное решение по открытию новых авиалиний.
В настоящее время регулярные авиаперевозки пассажиров между Минском и российскими городами обеспечиваются «Белавиа» с участием других авиакомпаний в рамках действующих коммерческих соглашений.
В октябре 2012 года белорусские и российские авиационные власти достигли соглашения о выполнении рейсов между столицами союзных государств. По итогам переговоров Национальная авиакомпания «Белавиа» и российские перевозчики имеют право летать по направлению Минск-Москва-Минск с частотой до 5 рейсов в день для каждой стороны.
Вопрос: Департамент по авиации предлагает передать обслуживание воздушного движения гражданским органам. Как к этой инициативе отнеслись военные и правительство? Ответ: В соответствии с Воздушным кодексом Республики Беларусь ответственность за использование воздушного пространства в целом возложена на уполномоченные органы Министерства обороны. При введении в воздушном пространстве Республики Беларусь уведомительного порядка его использования необходимо определить, кто будет обеспечивать полеты гражданских пользователей в нижнем воздушном пространстве Республики Беларусь.
В настоящее время специалисты Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства обороны обсуждают варианты реорганизации воздушного пространства, перераспределения ответственности за обслуживание воздушного движения, увязывая этот вопрос с переходом на уведомительный порядок использования воздушного пространства.
Вопрос: Недавно Минтранс внес в правительство предложение о введении в Беларуси порядка уведомлений о планируемых полетах и использовании воздушного пространства. Для чего это нужно? И когда в республике отойдут от летной практики пилотов-любителей по специально установленным маршрутам?
Ответ: Действительно, Министерство транспорта и коммуникаций разработало и представило в Совет Министров проект изменений и дополнений в Воздушный кодекс Республики Беларусь, предусматривающий введение уведомительного порядка использования воздушного пространства (УП ИВП). При этом для организации воздушного движения по УП ИВП необходимо будет реорганизовать нижнее воздушное пространство (до высоты 300 м), в котором разрешить полеты по уведомительному принципу всем пользователям воздушного пространства, включая пилотов-любителей. Планируется создание специального сайта, на котором будет публиковаться текущая и прогнозируемая информация о воздушной обстановке и метеоусловиях.
Полеты пилотов–любителей по свободно выбираемым маршрутам возможны и сегодня. Для этого просто необходимо выполнить процедуры, установленные нормативными документами, регламентирующими использование воздушного пространства.
Вопрос: Минтранс рассматривает варианты создания железнодорожного сообщения между столицей и Национальным аэропортом Минск. Когда могут быть приняты конкретные решения? Могут ли в этот проект включить также Сокол и Смолевичи? Ответ: Железнодорожная ветка в Национальный аэропорт Минск уже существует. По ней поставляются грузы. Она не используется для пассажирского движения. В то же время нет препятствий для того, чтобы по этой ветке возить пассажиров и работников Национального аэропорта Минск. Такие планы существуют, и расчеты уже ведутся. То есть рассматривается вариант организации движения электропоездов, предусматривающий использование и развитие существующей путевой инфраструктуры, по двухпутному электрифицированному участку Минск-Пассажирский (Восточный) - Смолевичи и далее по однопутному неэлектрифицированному малодеятельному участку Смолевичи - Шеметово, на котором в настоящее время выполняются исключительно грузовые операции. Для реализации проекта по организации пассажирских перевозок по маршруту Минск - Национальный аэропорт Минск также требуется приобретение подвижного состава. Правда, для открытия железнодорожного пассажирского сообщения нет базы, которая бы позволяла подсчитать экономическую целесообразность проекта и тем самым на системной основе запустить подвижной состав. Все равно внутренние перевозки убыточные, но мы должны дойти до уровня окупаемости в 60% - эта та черта, которая даст основания запустить по этой ветке пассажирское движение в аэропорт.
Что касается отдельной ветки, то такие планы и обсуждения с правительством ведутся. Но это затратный проект. Поэтому если и строить, то не железнодорожную линию, а что-то более современное и на более далекую перспективу. Я дал поручения специалистам, чтобы они подумали, что можно внедрить на отдаленную перспективу. В ближайшей перспективе мы, скорее всего, будем использовать действующую железнодорожную линию, которая проходит через Смолевичи до Национального аэропорта Минск.
|