После смерти в аэропорту "Шереметьево" молодого мужчины от сердечного приступа белорусские пассажиры стали звонить в здравпункт Национального аэропорта "Минск" и тревожиться: "А как у нас обслуживают больных? Спасут ли нас, если что?". TUT.BY побывал в аэропорту и разузнал, как здешние медики работают с пассажирами, когда жизни или здоровью последних что-то угрожает.
 |
До пассажирского здравпункта доктор Надежда Матвеева больше тридцати лет работала в здравпункте, где обследуют летчиков перед полетом. Сейчас она вместе с коллегами работает с пассажирами.
|
В месяц - одна-две внеплановые посадки из-за самочувствия пассажиров
Пока результатов расследования по смерти молодого человека в московском аэропорту нет, но у его близких людей, и у тех, кто спасал Артема Чичикова на борту, слишком много вопросов к службам, которые не смогли помочь на земле. В СМИ уже появлялись свидетельства о самых разных нарушениях. Говорят, что бригада медиков, поднявшаяся на борт, была не готова к "сложному случаю". Рассказывают, что в ларингоскопе были разрядившиеся батарейки. Утверждается, что сотрудники медслужбы не оказывали должной помощи пациенту, пока у него, следовавшего из Барселоны в Челябинск, не проверили документы. Наконец, отмечают, что реанимобиль "с большой земли" приехал в аэропорт лишь спустя два часа после экстренной посадки. Все это время парня пытались спасти разве что медики, случайно оказавшиеся на борту.
 |
Молодого человека, летевшего из Барселоны в Челябинск, спасти не удалось. Вдова Артема намерена судиться с сотрудниками аэропорта "Шереметьево". Фото: личная страница Артема Чечикова "ВКонтакте".
|
На днях Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье"Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей". Последние новости рассказывают, что генпрокуратура России намерена проверить оказание медицинских услуг в аэропортах и вокзалах "в связи с участившимися случаями несвоевременного и некачественного оказания медицинской помощи пассажирам воздушного и железнодорожного транспорта".
Замдиректора по врачебно-летной экспертизе и медицинскому обеспечению безопасности полетов Александр Жадан рассказывает TUT.BY, что здравпункт Национального аэропорта "Минск" состоит из нескольких подразделений. В стартовом подразделении занимаются осмотром пилотов и бортпроводников перед полетом, в службе спецтранспорта работают с водителями аэропорта, в третьем подразделении - непосредственно с пассажирами.
Основная задача пассажирского здравпункта - спасение людей во время авиационных происшествий. Кроме того, здесь помогают пассажирам, которым стало плохо перед вылетом, после прилета или на борту самолета, а также встречающим, провожающим и сотрудникам аэропорта.
- За день около десяти-пятнадцати обращений у нас просто от пассажиров, начиная от необъяснимого страха перед полетом. Очень часто летают люди в возрасте, у которых на фоне страха, ожидания, стресса ухудшается течение основных заболеваний. Внеплановые посадки самолетов из-за самочувствия пассажиров встречаются тоже нередко - один-два раза в месяц, - рассказывает Александр Жадан.
 |
Александр Жадан вместе с фельдшером здравпункта Александром Бельским показывают, что пассажирам с переломами первую помощь здесь тоже смогут оказать.
|
Если человеку стало плохо на борту
Работают здравпункты в аэропорту круглосуточно. Бортпроводники проходят курсы медподготовки, они умеют определить степень тяжести состояния пассажира. Бортпроводник сообщает командиру, командир воздушного судна связывается с диспетчерской службой аэропорта. Диспетчерская сообщает врачам в здравпункт, скорая помощь едет к стоянке, куда должен прибыть самолет. Медработники поднимаются на борт и оказывают помощь - это обычная схема работы с пассажирами, которым стало плохо в воздухе.
- Бывает, что врач здравпункта еще перед выездом на стоянку самолета вызывает дополнительную помощь. Недавно была ситуация: у ребенка на борту были судороги, вызвали реанимационную бригаду из Минска. Реанимация прибыла в аэропорт меньше чем через десять минут после посадки самолета, к этому моменту наши работники уже оказывали ребенку помощь, - рассказывает Александр Жадан.
 |
Современная машина скорой помощи появилась в Национальном аэропорту "Минск" в прошлом году. Кроме нее, есть еще одна машина, в которой, правда, меньше медицинских приспособлений.
|
Если есть необходимость вызывать скорую помощь из Минска, то бригаду присылают из наиболее близких к аэропорту подстанций - из Зеленого Луга или Уручья. По нормативам из столицы в аэропорт скорая должна прибыть за 40 минут, но собеседник утверждает, что обычно машина приезжает куда быстрей. Если нет форс-мажорных ситуаций вроде прошлогодней бури, "Хавьера".
Фельдшер здравпункта Александр Бельский вспоминает, что в "Хавьер" у одного из пассажиров случился инфаркт. Скорая помощь из Минска по снежным завалам добиралась шесть часов. Все это время медики аэропорта своими силами помогали пассажиру - оборудования для этого достаточно.
 |
Александр Бельский до аэропорта работал на скорой помощи. Помогает людям три десятка лет.
|
Вспоминая историю в "Шереметьево", Александр Жадан считает, что во время оказания помощи пассажиру никакое оформление документов не должно мешать врачу исполнять свои обязанности.
- Да, если борт иностранный, или если пациент - гражданин другой страны, то на борт с врачами отправляются пограничники. Врачи, медработники никакого отношения к документам не имеют. Мне, как доктору, который оказывает помощь, абсолютно без разницы, чьей страны человек гражданин. У меня своя работа.
 |
В аэропорту есть несколько видов носилок - для пациентов с самыми разными болезнями.
|
Чаще всего медпомощь в столичном аэропорту приходится оказывать гражданам Беларуси и России. Сейчас особое внимание уделяют пассажирам из Нигерии - их пропускают через пункт санитарного контроля, чтобы "не пропустить" лихорадку Эбола в страну. Если возникнут подозрения, то с мерами особой предосторожности пассажира доставят в инфекционную больницу, до выяснения диагноза.
"От ларингоскопов отказались"
В здравпунктах аэропорта есть сумки с медикаментами для неотложной помощи. Специалисты называют их "укладками". Укладки позволяют не бегать судорожно в поисках нужных средств, а иметь, в зависимости от ситуации, все под рукой. Это укладки для сердечно-легочной реанимации, родовые укладки, укладки по особо опасным инфекциям. Есть в здравпункте также аппараты ИВЛ, дефибриляторы, глюкометр, ингалятор и электрокардиограф.
Сотрудники раскрывают укладки и показывают журналистам, что аппаратура включается, работает. Кстати, ларингоскоп (есть версия, что именно к этому устройству у сотрудников "Шереметьево" не нашлось рабочих батареек), в белорусском аэропорту не используют. И Александр Жадан объясняет, почему:
- Сам ларингоскоп - это медицинский инструмент, предназначенный для того, чтобы в верхние дыхательные пути ввести эндотрахеальную трубку. Потом ее подключают либо к мешку Амбу, либо к аппарату ИВЛ. Но использование ларингоскопа подразумевает наличие определенных навыков. К тому же, специалист, который этим пользуется, должен им пользоваться постоянно. Поскольку в здравпунктах аэропортов сотрудники крайне редко пользуются ларингоскопами, мы их убрали. У нас вместо этого есть ларингеальные маски. Для того, чтобы их установить, специальные навыки не нужны.
 |
Ларингеальные маски
|
 |
Дефибриллятор
|
Александр Бельский - фельдшер, ответственный за зарядку батареек во всех устройствах, которые этого требуют. Он заряжает батарейки каждую смену - через два дня. Отчет об этом заносится в специальные журналы, которые тоже показали журналистам.
Береженого Бог бережет. 17 аптечек на 680 пассажиров.
Терапевт здравпункта Надежда Матвеева показывает сортировочные карты - они лежат в скорой помощи аэропорта. Пригодится могут лишь во время авиационных происшествий. Их за 32 года работы на ее смену, к счастью, не выпадало.
- Эти карты нужны для сортировки пострадавших. Ярлычок обрывается, чтобы крайней осталась та полоска, которая характеризует состояние пострадавшего. Черная означает, что помощь не нужна, человек погиб. Следующая полоска, с изображением зайца, означает, что больной нуждается в неотложной медпомощи и его нужно госпитализировать в первую очередь. Потом - полоска с изображением черепахи - больного с такой биркой не обязательно в первую очередь отправлять в больницу. А вот эта полоса, последняя - здоровые. Люди со стрессом, со ссадинами, которые сами могут идти до пункта сбора.
 |
Так выглядит сортировочная карта. Небольшой листок бумаги позволяет учесть всех пассажиров во время авиакатастрофы и подсчитать погибших и живых.
|
Надежда Матвеева рассказывает, что похожие бирки использовали сотрудники аэропорта "Минск", когда в 1981 году, в феврале, во время набора высоты, упал самолет. На поиск самолета тогда отправляли поисковую группу, в которую всегда входит и медицинский расчет.
На случай авиационных катастроф в здравпункте есть особые сумки спасателей. Такой увесистый рюкзак рассчитан на помощь десяти пассажирам. В аэропорту "Минск" есть семнадцать больших аварийных укладок. Их количество определено рекомендациями ИКАО.
 |
Аптечка, которую нужно схватить во время авиационного происшествия, пломбируется. Пломба говорит о том, что внутри медикаменты соответствуют необходимому списку, сроки годности в порядке нормальные, а устройства в рабочем состоянии.
|
Александр Жадан отмечает, что порядок действий и алгоритмы работы при авиационных происшествиях постоянно отрабатываются. Частые тренировки нужны, потому что из-за ежедневной "текучки" может создаться иллюзия, что помощь во время катастроф - это работа, отошедшая на второй план. Но дело в том, что врачу, работающему в аэропорту, всегда нужно быть готовым к авиационному происшествию. Даже когда их, к счастью, не случается.
