В белорусской авиационной среде обеспокоены решением российской стороны ввести погранконтроль для иностранных граждан на рейсах между Беларусью и Россией. Это может повлиять на потоки транзитных пассажиров, которым при полете через Минск придется проходить погранконтроль несколько раз.
Россия собирается с 15 мая перевести в международные терминалы все авиарейсы, которые летают между Беларусью и Россией. Ноту об этом российский МИД передал белорусской стороне еще 21 апреля.
В погранслужбе ФСБ РФ российским журналистам пояснили, что контроль паспортов в аэропортах связан с общим ужесточением правил пересечения границы России и Беларуси, после того как в Минске ввели безвизовый режим для туристов из 80 стран.
Что думают об изменениях в авиационной среде?
В Департаменте по авиации Минтранса рассказывают, что в четверг, 4 мая, провели совещание, в котором участвовали представители «Белавиа», Национального аэропорта «Минск», областных аэропортов, погранотряда «Минск-2».
— Вопросы по поводу такого решения возникают у всех, — говорит замдиректора Департамента по авиации Ирина Морозова. — У нас достаточно много пунктов назначения в России, в том числе есть такие, которые не оборудованы международными терминалами. Например, аэропорт в Ноябрьске — не международный аэропорт, там нет пограничного контроля. Наверное, будем писать запросы в МИД, Госпогранкомитет, Государственный таможенный комитет — о том, что нам делать в такой ситуации.
TUT.BY известно, что Росавиация рассылала сообщение о грядущих изменениях российским аэропортам еще 10−11 апреля. Отмечалось в сообщении и то, что уже с полуночи 12 апреля «Белавиа» не сможет выполнить чартеры Минск — Ноябрьск — Минск и Минск — Новый Уренгой — Минск, а также все последующие рейсы в эти города и другие аэропорты России, которые не являются международными. Ту телеграмму отменили, но до сих пор неизвестно, что будет с чартерами для вахтовиков-нефтяников после того, как новые правила въезда подтвердили официально.
По поводу регулярных рейсов Ирина Морозова отмечает:
— Исходя из того письма, которое прислала Росавиация, белорусские пассажиры вроде как не пострадают — в России они будут проходить по упрощенному принципу. Но те пассажиры, которые едут через Беларусь транзитом, должны будут проходить двойной пограничный контроль. Сначала они у нас проходят контроль — в рамках ЕАЭС контроль идет на внешней границе, а первый въезд — это Республика Беларусь. Второй контроль будет в российском аэропорту, по прилете.
— Может ли ситуация повлиять на привлекательность транзитных перевозок через Беларусь?
— Конечно, может — мы этим тоже обеспокоены.
Ирина Морозова приводит данные: в 2015 году в Беларуси доля транзитных пассажиров достигла 34% от общего пассажиропотока, а в 2016 — 48,9%.
— Это очень хорошая цифра. Мы понимаем, что спрос рождает предложение: и аэропорт, и авиакомпания прилагали максимум усилий, чтобы были удобные стыковки, удобные направления — вы помните, что и цены снижались, и сервис улучшился. Недавно был рейтинг пунктуальности — это все сегодня позволяет пассажирам удобно летать и не терять стыковки в сложных маршрутах. Поэтому вопрос транзита нас очень волнует.
В авиационных кругах предполагают, что дополнительный паспортный контроль может быть связан не столько с вопросами безопасности, сколько с экономическими причинами.
— Думаю, что это экономический интерес — переманивание транзитного потока в собственные аэропорты, — отмечает Ирина Морозова. — При такой схеме приоритет, конечно, будет отдан другим аэропортам.
Во вчерашнем официальном комментарии пресс-служба авиакомпании «Белавиа» также отмечала, что новые правила с российской стороны могут повлиять на транзит через Минск.
По информации TUT.BY, в прошлом году только «Белавиа» между Россией и Беларусью перевезла 870 тысяч пассажиров, из них почти 500 тысяч — транзитники.
Госпогранкомитет Беларуси вчера заявил, что Беларусь не будет в ответ вводить контроль на авиарейсах между Россией и Беларусью, которые считаются внутренними.
Источник TUT.BY из авиационной среды рассказывает, как именно это может отразиться на интересе пассажиров к Минску как к пересадочной точке.
— Если мы со своей стороны оставим все как есть, что будет? Пассажир летит, например, рейсом Париж — Минск — Москва — он в Минске проходит границу, в том числе Союзного государства, потом прилетает в Москву и еще раз проходит пограничный контроль. Если же и с нашей стороны эти рейсы будут считаться международными, то человек, который летит рейсом Париж — Минск — Москва, в Минске будет оставаться в транзитной зоне, а погранконтроль будет проходить только в Москве. Если ответного перевода рейсов в международный сектор не будет, то «Белавиа» будет терять свои транзитные потоки.